Японское кино для начинающих
Сайт arzamas собрал список из 36 культовых японских фильмов, которые дают представление об основных направлениях развития японского классического кино за прошедшее столетие.
Автор, Максим Павлов, киновед, куратор и сокуратор выставок и ретроспектив Музея кино и Эйзенштейн-фонда, ежегодных фестивалей нового кино, придерживался одного формального ограничения: каждый мастер должен быть представлен лишь одним фильмом.
«Змей» («Orochi»), реж. Бунтаро Футагава, 1925 год
Классический образец ранней кинокартины, снятой в жанре дзидайгэки (фильмов о самураях). Широкую известность кинолента приобрела благодаря постановке боевых сцен с участием актера Цумасабуро Бандо.
«Страница безумия» («Kurutta ippêji»), реж. Тэйноскэ Кинугаса, 1926 год
Один из ранних фильмов классика японского кино старшего поколения, наиболее известный образец киноавангарда. Разные исследователи видят в нем черты как экспрессионизма, так и сюрреализма. Фильм был снят на личные средства режиссера и чудом сохранился, войдя в историю мирового кинематографа как один из лучших образцов экспериментального кино.
«Тюсингура: Правдивая история» («Chûkon giretsu — Jitsuroku Chûshingura»), реж. Сёдзо Макино, 1928 год
Предпоследний фильм пионера японского кино, ставший классическим ранним образцом киноинтерпретации знаменитого сюжета о 47 верных ронинах.
«Танцовщица из Идзу» («Koi no hana saku: Izu no Odoriko»), реж. Хэйноскэ Госё, 1933 год
Первая из многочисленных экранизаций одноименного рассказа Ясунари Кавабаты, снятая классиком кино Японии, поставившим за 43 года режиссерской работы 97 кинокартин. Один из лучших фильмов золотого века японского кино с участием кинозвезды немого и звукового кино Кинуё Танаки.
«Соседка Яэ-тян» («Tonari no Yae-chan»), реж. Ясудзиро Симадзу, 1934 год
Романтическая звуковая «домашняя драма», рассказывающая о любви студентов; типичное произведение «реализма повседневной жизни» компании «Сётику» так называемого направления «Камата», ставшее образцом для подражания на протяжении многих лет.
«Человеческие чувства, бумажные шары» («Ninjō kami fūsen»), реж. Садао Яманака, 1937 год
Лебединая песня умершего на следующий год в полевом госпитале 28-летнего гения японского кино, одного из самых ярких представителей своего поколения. Считается, что лучшие свои фильмы Садао Яманака создал в немой период, но до наших дней, к сожалению, сохранились только три его фильма уже звукового периода — 1935–1937 годов.
«Земля» («Tsuchi»), реж. Тому Утида, 1939 год
Общепризнанный довоенный шедевр мастера, эпически изображающий крестьянскую жизнь в Северной Японии. Единственная его копия была обнаружена в 1968 году в ГДР без первой и последних частей, а в 2001 году вариант картины с первой частью был найден в собрании Госфильмофонда России. Один из первых японских фильмов, участвовавших в конкурсе МКФ в Венеции в 1939 году.
«Заколка для волос» («Kanzashi»), реж. Хироси Симидзу, 1941 год
Экранизация рассказа Масудзи Ибусэ «Четыре купальни», действие которого происходит вдалеке от линии фронта в гостинице на горячих источниках: в этом утопическом пространстве, мастерски созданном на экране благодаря знаменитым планам-эпизодам с дистанцированной камерой, разворачивается неспешное лирическое размышление режиссера о человеческих чувствах, исполненное скрытого антимилитаризма в условиях военного времени.
«Расёмон» («Rashômon»), реж. Акира Куросава, 1950 год
Шедевр мастера мирового кино, положивший начало признанию японского кинематографа в мире и принесший международную известность режиссеру и исполнителям главных ролей. Вольная экранизация двух новелл Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». История одного происшествия, рассказанная с разных точек зрения.
«Сегодня приема нет» / «Закрыты на весь день» («Honjitsu kyûshin»), реж. Минору Сибуя, 1952 год
Блестящий образец социальной комедии, снятый по произведению Масудзи Ибусэ на студии «Сётику». Фильм открыл талант актеров Дзюна Татары и Рэнтаро Микуни, последний из которых за свою 60-летнюю кинокарьеру принял участие более чем в 180 фильмах, став одним из самых популярных артистов Японии.
«Сказки туманной луны после дождя
16 век. В Японии идет гражданская война. Бедный горшечник получает шанс как следует подзаработать — его горшки на удивление хорошо продаются.
«Ugetsu monogatari», реж. Кэндзи Мидзогути, 1953 год
В основу киноленты положены две свободно соединенные режиссером мистические новеллы Акинари Уэды из сборника «Луна в тумане». Пиршество непрерывных планов и отсутствие монтажных склеек внутри сцен заворожили Тарковского, считавшего этот фильм одним из своих любимых. Эрик Ромер писал: «Эту картину должны посмотреть те, кто любит кино, и те, кто к нему безразличен, те, кто увлечен Японией, и те, чьи интересы далеки от этой страны».
«Токийская повесть» («Tôkyô monogatari»), реж. Ясудзиро Одзу, 1953 год
Общепризнанный шедевр кинематографа, на протяжении полувека входящий в число лидеров всевозможных рейтингов мирового кино. «Через взросление родителей и детей я рассказал, как начала разваливаться система японской семьи. Это одна из моих самых мелодраматичных картин» (Ясудзиро Одзу). Ничего не происходит, просто рушится мир.
«Двенадцать пар глаз» («Nijûshi no hitomi»), реж. Кэйсукэ Киносита, 1954 год
Фильм, снятый по одноименному роману Сакаэ Цубои, прослеживает судьбу учеников одного класса и их учительницы с 1928 по 1946 год. Глубокий сострадательный разговор о гуманности, невинности, личном горе от военных потерь, вызвавший горячий отклик среди населения Японии в то время, когда воспоминания о войне были еще остры.
«Самурай: Путь воина» / «Миямото Мусаси» («Miyamoto Musashi»), реж. Хироси Инагаки, 1954 год
Один из самых известных классических фильмов периода расцвета кинематографа в жанре дзидайгэки, снятый признанным мастером этого направления и вышедший в прокат в один год с другим знаменитым шедевром этого жанра — фильмом Акиры Куросавы «Семь самураев». В основу сюжетной линии картины Инагаки положены пьеса Хидэдзи Ходзё и роман Эйдзи Ёсикавы. Это первый фильм трилогии, рассказывающий о судьбе легендарного самурая XVII века Миямото Мусаси.
«Годзилла» («Gojira»), реж. Исиро Хонда, 1954 год
Культовый фильм-катастрофа о доисторической рептилии, вышедшей из Тихого океана и несущей гибель японским городам. Считается, что фильм отразил подсознательные страхи населения Японии в послевоенную эпоху, породив массу продолжений, сделавших Годзиллу персонажем поп-культуры.
«Плывущие облака» («Ukigumo»), реж. Микио Нарусэ, 1955 год
История оказавшихся на оккупированной территории мужчины и женщины, позже покинувших погруженный в хаос послевоенный Токио и переселившихся на южный остров, где они живут вместе вплоть до кончины заболевшей женщины. Общепризнанный шедевр мастера, представляющий всю глубину психологических отношений и фатальность скитальческой любви мужчины и женщины.
«Солнечный сезон» («Taiyo no kisetsu»), реж. Такуми Фурукава, 1956 год
Кинофильм снят по удостоенному престижной литературной премии Акутагавы дебютному роману Синтаро Исихары (будущего губернатора Токио в 1999–2012 годах). Ставшие культовыми, эти произведения отразили так называемую психологию солнечного племени — поколения японской молодежи, противопоставившего себя поколению людей, прошедших военный опыт и разочарованных в действительности, безучастных к жизни.
«Солнечная легенда последних дней сёгуната» («Bakumatsu taiyôden»), реж. Юдзо Кавасима, 1957 год
Рассказывая о событиях накануне реставрации Мэйдзи, режиссер сосредоточивает свое внимание на, казалось бы, маргинальном сюжете, действие которого происходит в «квартале красных фонарей» в Синагаве. Но именно в гэгах, шутках, непристойностях авторы фильма раскрывают всю противоречивость эпохи перемен — как исторической, так и соответствующей времени создания киноленты.
«Пламя» («Enjō»), реж. Кон Итикава, 1958 год
Фильм снят по мотивам культового романа Юкио Мисимы «Золотой храм», в основу которого положен инцидент 1950 года, когда молодой послушник поджег знаменитый Золотой храм в Киото, сгоревший в результате дотла. Первая экранизация романа была подготовлена в сотрудничестве с писателем, который одобрил изменение характера вызывающего сочувствие главного героя, до исступления преклоняющегося перед чистой красотой.
«Голый остров» («Hadaka no shima»), реж. Канэто Синдо, 1960 год
Бессловесный шедевр Синдо, после триумфа на ММКФ купленный для советского проката и ставший культовым фильмом в СССР на долгие годы, своеобразным образцом так называемого японского стиля. Рассказ о повседневной жизни простой семьи на маленьком островке без источников пресной воды. Пройдя через испытания и смерть сына, мужчина и женщина изо дня в день продолжают привозить на голый остров пресную воду и обрабатывать землю.
«Ночь и туман Японии» («Nihon no yoru to kiri»), реж. Нагиса Осима, 1960 год
В центре фильма, начинающегося с дискуссии во время свадебной церемонии, — полемика о судьбе левого студенческого движения «Национальная студенческая организация Японии», которая превращается в рассказ о собственной молодости режиссера. Фильм состоит из 47 планов-эпизодов, внутри которых камера все время находится в движении. Название кинокартины перекликается с названием документальной ленты Алена Рене о нацистских концлагерях «Ночь и туман».
«Повесть о жестокости Бусидо» («Bushido zankoku monogatari»), реж. Тадаси Имаи, 1963 год
Фильм рассказывает о приверженности самурайскому кодексу бусидо представителей дома Иигура на протяжении почти 400 лет. Современный потомок самурайского рода ведет свое повествование от первого лица, рассказывая о семи поколениях семьи. Прослеживая судьбу рода Иигура, режиссер размышляет о природе преданности сюзерену и готовности к самопожертвованию со стороны вассалов и слуг, о механизмах сохранения этого кодекса поведения в императорской Японии, начиная с эпохи Мэйдзи, в годы Второй мировой войны и в современной Японии.
«Женщина в песках» («Suna no onna»), реж. Хироси Тэсигахара, 1964 год
В 1950 году судьба связала Кобо Абэ с Хироси Тэсигахарой — выдающимся режиссером, скульптором, каллиграфом и мастером чайной церемонии, сыном основателя школы икебаны Согэцу. Совместно с Синъити Сэги и Хироси Сэкинэ они стали участниками авангардного творческого объединения «Сэйки». Фильм «Западня» (1962), в основе сценария которого лежала переработанная абсурдистская пьеса Абэ, стал первым опытом работы в игровом кино для Тэсигахары, который с 1953 года снимал экспериментальные фильмы.
«Кайдан» / «Истории о духах» («Kwaidan»), реж. Масаки Кобаяси, 1964 год
Экранизация четырех фантастических повестей из собрания японских преданий Якумо Коидзуми. Первый цветной широкоэкранный фильм режиссера, в котором он на основе полуфольклорных сюжетов создает образец адаптации традиций национальной японской фантастики для международной аудитории, учитывая опыт западных фильмов ужасов. Фильм почти полностью снят в павильоне и сочетает в себе изысканность композиции кадра с экспрессивностью цветового решения.
«Кровь и песок» («Chi to suna»), реж. Кихати Окамото, 1965 год
Фильм снят по мотивам повести Кэйити Ито «Горькая летопись войны» и рассказывает о событиях, развернувшихся в крепости Якиба летом 1945 года, когда на место военных действий прибывают юные выпускники музыкального училища. Один из лучших антивоенных фильмов Японии, рассказывающий о службе и гибели молодых, плохо подготовленных ребят, кинутых военной верхушкой армии на охрану последних рубежей перед капитуляцией.
«Бродяга из Токио» («Tōkyō nagaremono»), реж. Сэйдзюн Судзуки, 1966 год
Эксплуатируя стандартные сценарные ходы фильмов про якудза, режиссер с помощью необычных декораций многолетнего соавтора своих фильмов художника Такэо Кимуры, неожиданных цветовых решений и утрированной игры актеров иронизирует над жанровыми условностями гангстерского фильма, а также над коммерческой сущностью японской киноиндустрии. Фильм называли «настоящим пиршеством», данью признательности грандиозным мюзиклам золотого века Голливуда.
«Эрос + жестокое убийство» («Erosu purasu gyakusatsu»), реж. Ёсисиге Ёсида, 1969 год
Рассказ о жизни японского анархиста начала XX века Сакаэ Осуги, проповедовавшего свободную любовь и отказ от брака как основы политической и социальной системы государства. Эти идеи, снова ставшие популярными в 60-е годы, были близки и самому режиссеру: «Моя трактовка материала в фильме была тройным отрицанием: моногамии, экономической системы и системы полов». Второй пласт повествования — история трех молодых людей, собирающих материал для съемок телевизионного фильма об Осуги.
«Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» («Shinjû: Ten no Amijima»), реж. Масахиро Синода, 1969 год
Поставленный по знаменитой драме Тикамацу, общепризнанный шедевр Синода, в котором он пытается связать приемы театра дзёрури с поэтикой кинематографа «новой волны». Особую остроту этому столкновению приемов разных искусств придает постоянное присутствие в кадре, где действуют живые актеры, курого (кукловодов средневекового театра, одетых в черное), воплощающих неумолимый рок, ведущий влюбленных, игнорирующих все социальные запреты, к достижению экстаза в двойном самоубийстве.
«Мужчине живется трудно» («Otoko wa tsurai yo»), реж. Ёдзи Ямада, 1969 год
Фильм одного из лидеров социального кино Японии, открывающий серию из 48 кинокартин, рассказывающих о странствующем продавце дешевых товаров — тэкия. Главным персонажем киносериала стал Тора-сан, Торадзиро Курума, — одинокий чудак, готовый в любую минуту прийти на помощь своим ближним; изначально это была многосерийная телепередача по сценарию Ямады.
«Синобугава» / «Трудная любовь» («Shinobugawa»), реж. Кэй Кумаи, 1972 год
Экранизация повести писателя Тэцуо Миуры «Река терпения», действие которой происходит в Токио начала 20‑х годов. Поэтическая, лишенная сложной интриги история любви «маленьких людей», пронизанная печалью и тягой к традиционному образу жизни, к привычным этическим и эстетическим ценностям, вернувшимся в духовную жизнь Японии после бунта шестидесятых. Фильму сопутствовал большой кассовый успех на родине.
«Легенда о Нараяме» («Narayama-bushi kô»), реж. Сёхэй Имамура, 1983 год
Действие фильма, снятого по рассказу Ситиро Фукадзавы, разворачивается в XIX столетии в нищей японской деревушке, жители которой ввели ритуал умерщвления «бесполезных» членов общины. Имамура создает философское эссе о смысле жизни, размышление о природе человека, о столкновении в нем архаического и гуманистического начал. Один из немногих выдающихся фильмов — представителей японской «новой волны», попавший в прокат в СССР уже в годы перестройки и имевший большой успех.
«Жало смерти» («Shi no toge»), реж. Кохэй Огури, 1990 год
Фильм, ставший во многом визитной карточкой режиссера на Западе, мастерски переосмысливает на языке кинематографа образы, созданные Симао. Повествование о кризисе в отношениях немолодой супружеской пары, в котором многие критики увидели своеобразное возвращение к тематике фильмов Одзу, предстает как переплетение сюрреалистических видений и обыденной повседневности.
«Фейерверк» («Hana-bi»), реж. Такеши Китано, 1997 год
Фильм, с которым к режиссеру пришло международное признание, рассказывает о последнем путешествии по достопримечательным местам Японии бывшего полицейского Ниси и его смертельно больной жены, ранее потерявших свою четырехлетнюю дочь, умершую от лейкемии. Квинтэссенция фирменного стиля лидера современного кино Японии, сочетающего в себе смесь различных жанров, лаконичность киноязыка и скупую манеру актерской игры.
«Звонок» («Ringu»), реж. Хидео Наката, 1998 год
Абсолютный хит японского проката, снятый по мотивам романов Кодзи Судзуки «Звонок» и «Спираль» и породивший многочисленные продолжения, подражания и ремейки как в самой Японии, так и за ее пределами.
#Япония@educationgo